Замок Сант’Анджело

Массивная крепость, отражающаяся в водах Тибра и известная под названием Замок Сант’Анджело, была когда-то Мавзолеем императора Адриана, построившего его в 130 г. в качестве усыпальницы для себя и династии Антонинов. Здание с квадратным фундаментом имело вход в виде триумфальной арки, через которую по длинному коридору и обширному вестибюлю (сохранившимся до сих пор) можно было попасть на гигантский цилиндрический барабан, 65 м в диаметре, с четырехгранной башней.

Здание имело вид гигантского могильника, типа этрусских, и построено по образцу Мавзолея Августа. Его цилиндрический корпус был покрыт землей, насыпанной в виде конуса и засаженной кипарисами и дубами. В погребальную комнату, находившуюся в центре Мавзолея, куда помещались урны с пеплом императора и его близких, а позднее и его преемников, вплоть до Каракаллы, можно было попасть по винтовой галерее, конструкция которой до сих пор узнаваема, хотя впоследствии была значительно переделана. Уже при Аврелии Мавзолей Адриана, хотя и сохранял свои функции усыпальницы, стал частью оборонительной стены для защиты Моста Элия, современного Моста Сант’Анджело, служившего входом в Мавзолей.

В то время отдельные части конструкции были демонтированы и использованы при строительстве новых зданий. Таким образом, исчезли мраморная наружная облицовка и колоссальные бронзовые фигуры павлинов (в настоящее время хранящиеся во Дворе Бельведера в Ватикане), а также мраморные колонны часовни императора, использованные позднее для украшения Базилики Сан Паоло.

Около 520 г. император Теодорих, который перенес столицу своей империи в Рим, превратил здание Мавзолея в городскую тюрьму, и это назначение сохранялось за ним до 1901 г. (в числе заключенных этой тюрьмы были Челлини и граф Калиостро). В то же время мавзолей выполнял и функции крепости, неоднократно защищавшей город от нападений готов. Несколько десятилетий спустя, в 590 г. город охватила эпидемия чумы. Именно в это время папа Григорий Великий, проезжая однажды по мосту, ведущему к Мавзолею, увидел на его вершине ангела, вкладывающего в ножны шпагу, охваченную пламенем, — знак окончания эпидемии. С этого момента крепость стала называться Замком Сант’Анджело, и только гораздо позже, в 1544 г. об этом эпизоде вспомнили и решили установить на месте появления ангела мраморную статую Архангела Михаила работы Раффаэлло да Монтелупо, замененную в 1752 г. на теперешнюю статую из бронзы работы Вершаффельта.

Во времена средневековья крепость сыграла свою роль в защите Ватикана, особенно с начала IX в., когда папа Лев IV сделал ее частью оборонительной стены, соединявшей замок с ближайшим Апостольским дворцом и окружавшей зону, получившую название Город Льва (Читта Леонина).

В XIII в. при понтифике Николае III в этой части стены был возведен подвесной коридор, под названием Переход или Коридор Борго, в течение последующих столетий несколько раз подвергавшийся переделкам и усовершенствованиям с тем, чтобы папы могли быстро достичь Замка Сант’Анджело — наиболее надежного укрытия в случае опасности, угрожавшей Ватикану. По этому коридору тайно проводили высокопоставленных заключенных: прелатов и других лиц, подозреваемых в тех или иных преступлениях. Первый папа нового времени, Александр VI, для улучшения оборонительной способности Города Льва в XV в. поручил Джулиано да Сангалло укрепить замок и построить вокруг всего здания квадратную стену, снабженную четырьмя угловыми восьмигранными башнями, названными именами четырех евангелистов, целый ряд бастионов и широкий ров.