Ватиканские дворцы. Продолжение.

Еще до реконструкций, предпринятых Александром VI, в 1484-1492 гг. в самой высокой части долины Бельведера Иннокентий VIII поручил Джакомо да Пьетрасанта строительство так называемого Палаццетто дель Бельведере в соответствии с архитектурной планировкой Ватиканского дворца. Палаццетто располагался на самых дальних отрогах горы Ватикан, среди зелени и деревьев: он предназначался для отдыха и развлечений

В 1503 г. Юлий II накануне своих выборов на папский престол решил объединить два дворца, расположенных на расстоянии 300 м друг от друга, в единый комплекс. Осуществление этой цели он поручил Браманте (уроженцу области Марке), который в это время возглавлял работы по перепланировке Собора Св Петра. Он спроектировал две длинные галереи с лоджиями, завершенные уже при Пие IV и Григории XIII (впоследствии в них были размещены музеи Ватикана). Эти галереи связали два дворца, образовав, таким образом, огромный Двор Бельведера. Выходящий во двор фасад Палаццетто был модифицирован в связи со строительством ступенчатой экседры, переделанной в середине XIV в. Пирро Лигорио в огромную нишу, ошибочно приписываемую Браманте. Но именно Браманте принадлежит проект Двора Сан Дамазо, возникший в связи с расширением Ватиканского дворца.

Двор оформлен тремя рядами лоджий, завершенных Рафаэлем уже после смерти Браманте в 1514 г. Пролеты лоджий украшены фресками Рафаэля и его учеников, среди которых Джулио Романо, Перин дель Вага и Полидоро да Караваджо. Двенадцать из тринадцати сводчатых пролетов, составляющих гармоничную изящную конструкцию Лоджий Рафаэля, были украшены фресками на эпизоды из Ветхого завета, а тринадцатый пролет — сценами из Нового завета. Великий Рафаэль (уроженец Урбино) выполнил также декор некоторых залов дворца, большую часть которых расписали по поручению Юлия II такие большие мастера, как Лоренцо Лото, Перуджино и Содома. Тем не менее, этим залам было присвоено имя Рафаэля, и они стали называться Станцами Рафаэля.

В это же время Юлий II заказал декорирование Сикстинской капеллы Микеланджело, который в 1508-1512 гг. расписал фресками свод и люнетты над окнами. Для свода великий тосканец выбрал темы, трактованные в Ветхом завете, в частности в Книге бытия: эпицентром росписи стала фреска «Сотворение Человека», а в люнеттах представлена Генеалогия Христа с изображением фигур предков в ожидании его пришествия. Работы, начатые при Юлии II, были продолжены во время понтификата его преемника — Льва X, оставившего на всех конструкциях Ватиканского дворца след флорентийского Возрождения.

В период между 1534 и 1549 гг., в правление папы Павла III Фарнезе Микеланджело создал свой драгоценный шедевр — фреску Страшный суд, где центром идущего по кругу стремительного движения он делает фигуру Христа, который выразительным драматичным жестом осуждает грешников. Одновременно с декором Сикстинской капеллы, ставшей местом заседаний церковного конклава, понтифик задумал создание менее торжественного культового места и в 1540 г. он поручил Антонио да Сангалло Младшему выполнение Капеллы Паолина, где находятся два последних шедевра Микеланджело — фрески Обращение Св. Павла и Распятие Св. Петра.

В том же году Сангалло приступил к строительству так называемого Зала Реджа, в оформлении которого принимали участие такие художники, как Перин дель Вага, Даниэле да Вольтерра и Вазари, который работал здесь в 1573 г уже после завершения зала. При преемниках Павла III. вплоть до Сикста V, проводились многочисленные реконструкции под руководством Пирро Лигорио, завершившиеся при Григории XIII строительством рядом с Двором Сан Дамазо крыла Ватиканского дворца, обращенного к востоку. Итогом работ по реконструкции всего комплекса, задуманной Сикстом V в 1587-1588 гг. стало расширение дворца в его частях, обращенных к Борго и площади Св. Петра Он поручил Фонтана строительство нового крыла Апостолической Ватиканской библиотеки разделившего в продольном отношении пополам Двор Бельведера, созданный Браманте. В этом крыле была размещена богатая коллекция рукописей, географических карт, инкунабул, гравюр, ранее хранившихся в залах нижнего этажа апартаментов Борджа.