Ватиканские дворцы

В основе грандиозного комплекса, именуемого сегодня Ватиканскими дворцами и включающего в себя целую серию связанных между собой зданий, возникших за полтора тысячелетия, лежит первоначальная апостольская резиденция, построенная папой Симмахом в начале VI в. В наши дни, от этого строения не сохранилось никаких следов: оно полностью исчезло в процессе многочисленных перепланировок. В начале оно служило временной резиденцией для пап (постоянным местопребыванием которых был Латеран) во время их визитов в Собор Св. Петра. Небольшой папский дворец был впоследствии расширен и приобрел большое значение. Так, в IХ-Х вв. его посетили императоры Карл Великий и Оттон I по случаю их коронации, проходившей в Ватиканском соборе. Во времена папы Льва IV это место было окружено крепостной стеной, прекрасно защитившей собор и папскую резиденцию, в связи с чем оно получило название «Читта Леонина» (город Льва). Однако на протяжении последующих столетий здание постепенно приходило в упадок, что потребовало больших реставрационных работ, которые и были проведены, начиная с XII в., по велению пап Евгения III и Челестино III.

В XIII в. было продолжено дальнейшее расширение здания с целью превращения его в постоянную папскую резиденцию. Проект, инициатором которого был папа Иннокентий III, должен был служить для более прочной защиты этого места и опирался на уже существовавшие оборонительные сооружения в виде стен Города Льва и находившегося поблизости замка Сант Анджело, который в конце века был связан с апостольским дворцом, так называемым Переходом или Коридором Борго, построенным по велению папы Николая III. Однако пройдет еще целый век, прежде чем это здание станет постоянной резиденцией пап.

17 января 1377 г. папа Григорий XI окончательно вернулся в Рим по прошествии периода авиньонского изгнания пап во Францию и обосновался в Ватикане, объявив его постоянным местом пребывания пап. В течение ХV-ХVI вв. прошла целая серия работ по расширению и реконструкции уже существовавших зданий и строительству новых. Проект нового Ватиканского дворца был осуществлен при Николае V, который в 1450 г. расширил папскую резиденцию, переведя туда весь свой двор. Сохранив все прежние строения XIVв., он дал жизнь грандиозному дворцу, в квадрат которого вписывался Кортиле дель Паппагалло (двор Попугая).

Здание включало многочисленные залы, в декорировании которых принимали участие такие великие мастера, как Андреа дель Кастаньо и Пьеро делла Франческа. Во дворце находилась также капелла, носившая название Капелла Николая V, расписанная фресками Беато Анджелико на сюжеты из жизни Св. Стефана и Лаврентия. В залах первого этажа, выходящих во двор, было размещено первое собрание книг Ватиканской библиотеки, основанной понтификом в 1451 г. Двадцать лет спустя, папа Сикст IV нашел для нее другое помещение, поручив декорирование его залов Мелоццо да Форли и Гирландайо. В 1473 г. он же поручил Джованни де Дольчи строительство капеллы, которая была предназначена для папских богослужений и получила в дальнейшем название Сикстинской капеллы. В ее внутреннем декоре принимали участие художники умбрийской и тосканской школ, в том числе Боттичелли, Пинтуриккио и Перуджино, которые в период 1481-1483 гг. исполнили два цикла на сюжеты из жизни Моисея и из жизни Христа.

Завершение строительства здания, начатого при Николае V, было осуществлено при Александре VI Борджа, по велению которого в конце XV в. были созданы так называемые Апартаменты Борджа. состоящие из шести залов, три из них — в интерьере Апостольского дворца, а три — в Башне Борджа. Оформление башни было поручено Пинтуриккио и его ученикам.

Залы получали свои названия по фрескам: в Зале Сивилл умбрийский художник и его ученики изобразили фигуры сивилл и пророков, предсказывающих приход Мессии; в Зале Символов Веры, посвященном исповеданию христианской веры, были изображены фигуры пророков и апостолов; в Зале Свободных искусств, Антонио да Витербо, кроме квадратов, украшенных геральдическими эмблемами Семьи Борджа, создал фреску с изображением Тривия (грамматика, риторика, диалектика) и Квамривиума (музыка, геометрия, арифметика, астрономия); и, наконец, Зал Святых — шедевр Пинтуриккио, украшенный фресками на сюжеты из жизни Святых и мучеников Церкви. Зал Чудес Веры, в котором художник творил вместе со своими помощниками, и Зал Понтификов, полностью отреставрированный после разрушений 1500 г. и украшенный стуком и фресками Джованни да Удине и Перин дель Вага.