Собор Святого Петра

В эпоху античного Рима это место между Тибром и двумя холмами — Яникулом и Ватиканом, занимал цирк Нерона. Здесь принял мученическую смерть и был похоронен Св. Петр — «князь» всех апостолов. При папе Анаклете на этом месте построили небольшую базилику, или просто усыпальницу. В 324 г. император Константин заменил скромную усыпальницу на базилику в стиле, который был характерен для раннехристианских церквей в Риме. Завершенная Констанцием в 349 г., сыном Константина, эта базилика со временем была значительно обогащена за счет больших даров пап и богатых меценатов. Именно тут, в этой базилике Константина, Карл Великий принял корону от папы Льва III в 800 г., а после него здесь же короновались императоры Лотарь, Людовик II и Фридрих III.

Через тысячу лет после основания, базилика Св. Петра превратилась в развалины, и только при правлении папы Николая V, по советам теоретика Раннего Возрождения Леона Баттисты Альберти, начали восстанавливать и расширять собор по проекту Бернардо Росселлино. Как раз в самый разгар строительства, когда началось строительство новой кафедры, все работы были прекращены из-за смерти папы Николая V. И лишь в 1506 г. при папе Юлии II делла Ровере строительные работы возобновились. Большую часть бывшей базилики разрушил Браманте, который решил построить здание заново в современном стиле классики: конструкция предусматривала в плане греческий крест, по образцу Пантеона. За полвека в строительстве собора участвовали, сменяя друг друга, зодчие Рафаэль, Джулиано да Сангалло, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло Младший и, наконец, Микеланджело, который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом. Вслед за Микеланджело здесь работали такие мастера, как Виньола, Пирро Лигорио, Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана, которые строго следовали заветам Микеланджело.

Пoзже, при папе Павле V, былo принятo решение внoвь перепланирoвать здание бaзилики и вернуться к идее латинскoго креста. Поэтому аpхитектоp Kарло Мадеpна добaвил по три капеллы с кaждой стoроны здания, и продлил неф до современных размеров фaсaдa. Pаботы начались в 1607 г. и завершились в 1612 г. Для строительства потребовались гоpы травертина из карьеров Tиволи.

Фасад собора отличается мощными формами, пилястрами центрального портала и коринфскими колоннами. Арка Колоколов, слева, ведет в город Ватикан.

Верх собора украшен девятью балконами. Завершающий элемент — традиционный аттик с балюстрадой, на котором помещены тринадцать огромных статуй Апостолов (кроме Св. Петра), Иоанна Крестителя и Христа. Над всем этим возвышается огромнейший купол с большими нервюрами — детище Микеланджело. По обеим сторонам его расположены два купола меньших размеров, венчающих капеллы Грегориана и Клементина, которые были выполнены Джакомо Бароцци да Виньола.

После смерти Карло Мадерна работу в соборе вел гениальный архитектор Лоренцо Бернини. Он придал собору барочную окраску. Достаточно вспомнить декор центрального и боковых нефов, знаменитый бронзовый балдахин, а также оформление пилястров в основании купола четырьмя огромными статуями и, наконец, возведение в глубине апсиды Кафедры Св. Петра, которую можно назвать одним из самых величественных архитектурных достижений Бернини. Она включает в себя старинную кафедру из дерева, с которой, по легенде, проповедовал сам апостол Петр. Папа Александр VII, финансирующий работы по строительству кафедры, доверил Бернини окончательное оформление площади Св. Петра.

По периметру Собора Св. Петра задуманы многочисленные капеллы, каждая прекрасна по-своему, особенно Капелла Пьеты, которая была названа по имени знаменитой скульптурной группы Микеланджело — Пьета, изваянная молодым мастером в 1499-1500 гг.

Далее размещены Капелла Св. Себастьяна с надгробным памятником папе Пию XII, работы Франческо Мессина; самая известная Капелла Св. Причастия; Капелла Грегориана, украшенная мозаиками и ценными породами мрамора; Капелла Клементина, построенная по заказу папы Климента VIII, которая хранит останки Св. Григория Великого, а также останки самого Делла Порта; Капелла Колонны с прекрасным алтарным образом из мрамора на сюжет Встреча Льва с Аттилой, работы Альгарди, а также с гробницами пап, носивших имя Лев, — II, ІІІ, IV и ХІІ; Капелла Хоров, и, наконец, Капелла Представления с надгробным памятником папе Иоанну XXIII, выполненным скульптором Эмилио Греко.

Собор Св. Петра содержит огромное количество знаменитых памятников искусства: Пьета Микеланджело; бронзовая статуя XIII в Св. Петр благословляющий; надгробный памятник папе Урбану VIII работы Бернини, надгробный памятник папе Павлу III, гробница, выполненная из бронзы Антонио Поллайоло для папы Иннокентия VIII, которая раньше находилась в старой базилике Св. Петра и памятник Стюартам работы Антонио Кановы.

К собору присоединен Музей истории Собора Св. Петра или Музей истории искусств, создателем которого является Джован Баттиста Джовенале. В нем находится Сокровищница Св. Петра — огромное наследие Церкви, которое удалось сохранить, несмотря на грабежи сарацинов, жестокое разграбление Рима в 1527 г., а также на конфискации, проходившие в наполеоновскую эпоху.