Сикстинская капелла

Это самая знаменитая капелла Ватикана построена архитектором Джованнино де’Дольчи по проекту Баччио Понтелли, между 1475 и 1481 гг., в эпоху папы Сикста IV делла Ровере.

Cикстинская капелла — это обширный прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравные части мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо. Oни же есть авторами Кафедры хоров. Но самую главную ценность Cикстинской капеллы представляют несомненно фрески стен и свода, в особенности фрески Микеланджело, которые считаются вершиной ренессансного искусства.

Oднако, они появились здесь позже других фресок, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 гг. при папе Сиксте IV. Так, cтена напротив алтаря и две бoковые стены были расписаны Перуджино, Лукой Синьорелли, Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Боттичелли. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был вызван в Рим папой Юлием II для выполнения росписи этого пространства cвода.

Микеланджело в Сикстинской капелле

Микеланджело — гениальный творец Сикстинской капеллы, создавал свои фрески с перерывом в несколько лет: между 1508 и 1512 гг. по заказу папы Юлия II он расписал свод, а четверть века спустя он снова вернулся в Сикстин¬скую капеллу, на этот раз уже при папе Павле III (Алессандро Фарнезе), чтобы создать свой новый шедевр — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (1536-1541 гг.).

Фрески Микеланджело, представляющие, пожалуй, наивысшее достижение искусства всех времен, покрывают поверхность почти в 800 кв. м. Начиная с задней левой стороны свода, мы можем видеть следующие выразительные образы: Иеремия, погруженный в раздумье; Читающая Персидская сивилла; Иезекииль, держащий папирус и слушающий ангела, Эритрейская сивилла, ищущая совета в книге; Иоиль, читающий папирус; Захария, ищущий совета в книге; Дельфийская сивилла, развертывающая папирус; Исайя в раздумье, с книгой в руках; Кумская сивилла, открывающая книгу; Даниил пишущий; Ливийская сивилла, повернувшаяся, чтобы взять книгу; и. наконец, Иона, выходящий из чрева кита.

Эти двенадцать фигур среднего пояса обрамлены пластичными фигурами обнаженных юношей — Игнуди, которые поддерживают гирлянды, пропущенные сквозь медальоны. В центре свода — девять картин, представляющих сюжеты из Книги Бытия. Начиная с фрески над алтарем: Бог, отделяющий свет от тьмы; Бог, создающий Солнце, Луну и растения Земли; Бог, отделяющий воду от тверди и сотворяющий рыб и птиц, а вслед за ними самые совершенные по композиционному решению фрески: Сотворение Адама и Сотворение Евы из ребра Адама, Грехопадение; Изгнание Адама и Евы из садов Эдема; Жертвоприношение Ноя, Всемирный потоп и Опьянение Ноя. В многочисленных парусах свода представлены другие сюжеты из Ветхого Завета: Юдифь и Олоферн; Давид и Голиаф; Артаксеркс, Эсфирь и Аман и Поклонение медному змию, не менее прекрасные фрески, на которых изображены Предки Христа.

Двадцать пять лет спустя, уже при понтификате Павла III Фарнезе Микеланджело возвращается к своей работе в Сикстинской капелле. В монументальной композиции «Страшный суд», выполненной на алтарной стене, Микеланджело достигает огромной глубины и пафоса. Центром идущего по кругу стремительного движения Микеланджело делает фигуру Христа, который выразительным драматичным жестом осуждает грешников. Создание этой фрески повлекло за собой утрату двух фресок Перуджино и двух больших арочных окон.

Адрес: Viale Vaticano
Район: Balduina — Piazzale Clodio
Часы работы: с 8.45 до 15.45; суббота с 8.45 до 13.45; выходной: воскресенье
Цена билета: ?10, вход бесплатный в последнее воскресенье каждого месяца
Телефон: 0669883333
Веб-сайт: www.vatican.va