Музей Пио-Клементино

В 1771 г. папа Климент XIV дал жизнь первому музею Ватикана, разместив его в зале Палаццетто дель Бельведере. Первоначальное ядро музея составило собрание античных статуй, хранившихся до того времени в Октогональном дворике, созданном по проекту Браманте и впоследствии (в 1773 г.) переделанном под руководством архитектора Микеланджело Симонетти. Папа Пий VI, преемник Климента, в дальнейшем пополнил собрания, увеличив экспозиционные площади за счет других помещений ватиканских дворцов. Рядом с Октогональным двориком, в Зале Аполлона была установлена одна из скульптур, вызвавших наибольший интерес у исследователей античности: Винкельмана и Гете. Речь идет о знаменитой статуе Аполлона Бельведерского, приписываемой Леохару и обнаруженной вблизи Церкви Сан Пьетро ин Винколи. Зал Апоксиомена получил свое название по выставленной там скульптуре Апоксиомена. являющейся римской копией с греческого оригинала Лисиппа и изображающей отирающего пот борца.

Статуя была обнаружена в середине XIX в. в Трастевере. В Зале Лаокоона представлена одноименная скульптура, найденная в Золотом доме Нерона, сюжет которой был навеян эпизодом из Троянской войны. Скульптура изображает священнослужителя Лаокоона и его сыновей, пытающихся вырваться из объятий змей, посланных Афиной, Это произведение оказало огромное влияние на искусство позднего Возрождения, в частности на искусство Микеланджело. Зал Гермеса также назван по одноименной статуе (копии эпохи Адриана с оригинала Праксителя), которая изображает бога — проводника душ умерших в Аид. Статуя, давшая название Залу Персея была выполнена в 1800 г. по неоклассической матрице Антонио Кановой, вдохновленным образом Аполлона Бельведерского. По велению папы Пия VI, Микеланджело Симонетти в 1776 г. создал Зал животных, где были представлены скульптуры и фрагменты мозаик римской эпохи с изображением животных. Самым интересным экспонатом этого собрания является статуя Мелеагра с собакой и с головой свиньи — римская копия с оригинала Скопаса.

Расширение дворца Иннокентия VIII было предпринято с целью увеличения экспозиционных площадей. Так была создана Галерея статуй, в которой хранятся такие известные статуи как Аполлон Сауроктона, Спящая Ариадна, Отдыхающий сатир, а также канделябры Барберини. Симонетти оформил также и другие залы с соблюдением эффекта перспективы, чтобы усилить зрительное восприятие отдельных статуй.

Это, прежде всего, относится к Залу Муз, в котором находится торс Аполлона Бельведерского, послуживший прообразом для Микеланджело при создании им фресковых изображений обнаженных юношей в Сикстинской капелле. Это же впечатление перспективы отмечается в Зале Ротонда, где представлены бюст Юпитера Ортиколийского и колоссальная статуя Геркулеса из позолоченной бронзы: в Зале Греческого креста, где хранятся саркофаги дочери и матери императора Константина, и в Зале масок, где можно увидеть знаменную статую Венеры Книдской. Дальнейшие перепланировки здания музея были предприняты уже при Клименте XIV с целью систематизации коллекций. Так появилась Галерея бюстов с портретами императоров Каракаллы, Цезаря и Августа.