Музей Кьярамонти

Музей Кьярамонти основанный в начале XIX в. по велению папы Пия VII (Барнабы Кьярамонти) и оформленный Антонио Кановой, разместился в восточной галерее, построенной по проекту Браманте с тем, чтобы соединить Палаццетто дель Бельведере с Ватиканским дворцом.

Вначале музей занимал лишь часть дворца, позднее его богатейшая коллекция эпиграфов была размещена в Галерее Лапидарна, а Новое крыло (Браччо Нуово) было построено специально для экспонатов, не вошедших в экспозицию галереи.

Коллекция, представленная в залах дворца, декорированных в неоклассическом стиле, включает римские статуи, выполненные по греческим оригиналам. Это и статуи олимпийских богов, как, например, статуя Афины — копия с греческого оригинала школы Мирона, и скульптуры мифологических героев, как Геркулес с сыном Телефом, и портреты известных римских граждан, таких как священнослужитель Храма Исиды, известный под названием Сципион Африканский, или портрет неизвестного мужчины в ритуальном облачении.

Галерея Лапидария, предназначенная только для научных исследований, предлагает широкую панораму христианских и языческих надписей, обнаруженных, в основном, в некрополях и катакомбах. Эта коллекция, начало которой положил папа Климент XIV, была заказана известным языковедом Гаэтано Марини. В дальнейшем коллекция была пополнена при папах Пии VI и Пии VII. Новое крыло, построенное Штерном в 1817 г. перпендикулярно Дворцу Бельведера и параллельно галерее Апостолической библиотеки, представляет собой также галерею, широкую и светлую.

В центре она прерывается обширным залом с апсидой, в котором установлено несколько античных римских статуй, являющихся шедеврами. Здесь следует отметить статую Августа из Прима Порта, изображающую императора в парадном облачении воина в момент его обращения с речью к подданным (в ногах императора изображен амур — символ Венеры, покровительницы рода Юлиев); статую Нила, которая вместе со статуей Тибра (в настоящее время в Лувре) украшала Храм Исиды и Сераписа, и которая была обнаружена в начале XVI в. вблизи Церкви Санта Мария Сопра Минерва; статую Дорифора, совершенную по пластической выразительности (копия бронзового оригинала Поликлета).