Музеи Капитолия

Речь идет о наиболее престижных и самых древних мировых коллекциях произведений искусства, где в основном собраны античные статуи, множество из которых имеют огромную историко-художественную ценность и обладают неоспоримой славой. Собрания размещены в Новом дворце, во Дворце Консерваторов, включающем также Пинакотеку Капитолия. Коллекции музеев Капитолия имеют более древнюю историю, чем сами дворцы, в которых они были размещены с 1734 г. по велению папы Климента XIL Основу этих бесценных коллекций составляют собрания римских бронзовых предметов из Латеранского дворца, подаренных городу Риму Сикстом V в 1471 г. Вскоре последовали и другие дары: в XVI в. свой вклад внесли понтифики Лев X и Пий V, пополнив коллекцию некоторыми ценными образцами античных статуй, к которым были добавлены два века спустя статуи из собрания кардинала Албани. Затем при понтифике Бенедикте XIV музеи обогатились за счет коллекций из Виллы Адриана (недалеко от Тиволи).

Последнее значительное пополнение музеев произошло в результате присоединения коллекции Кастеллани и включения отдельных произведений искусства, обнаруженных в ходе раскопок, проводившихся во время урбанистической реорганизации Рима.

Новый дворец

В 1734 г. Новый дворец впервые предоставил свои залы для музеев Капитолия. В нем были размещены наиболее значительные образцы римских античных статуй: особенно следует отметить наиболее полную коллекцию бюстов римских императоров. И, действительно, в Зале Императоров хранятся 65 бюстов римских императоров, расположенных в хронологическом порядке вокруг статуи сидящей Елены (матери Константина), узнаваемой по голове, закрепленной на торсе подлинной греческой статуи V в. до н.э. Статуя императора Марка Аврелия является одним из последних шедевров, пополнивших этот музей. Эта конная статуя из позолоченной бронзы, возвышавшаяся в течение веков в центре площади Капитолия, поступила сюда после десятилетней реставрации, завершившейся в 1990 г. В средние века считалось, что статуя изображает императора Константина, и это спасло ее от разрушения. Впоследствии в эпоху Возрождения статуя служила моделью при изготовлении конных статуй. Среди других произведений искусства, хранящихся в залах Нового дворца, особого упоминания заслуживают знаменитая Венера Капитолийская (римская копия с греческого оригинала), Раненая амазонка и Умирающий галл — статуя, обнаруженная в Садах Саллюстия вместе со статуей Галл, убивающий свою жену, хранящейся в настоящее время в Музее дворца Альтемпса.

Дворец Консерваторов и Пинакотека Капитолия

Дворец Консерваторов, предназначенный еще со времен средневековья для заседаний одной из главных магистратур города, начиная с 1563 г. был полностью перекроен по проекту Микеланджело.

Гармоничный фасад дворца, украшенный мощными пилястрами и увенчанный балюстрадой со статуями, был выполнен учениками великого тосканского мастера — Джудетто Джудетти и Джакомо Делла Порта. В память о первоначальном назначении дворца оставлены Апартаменты Консерваторов, в которых хранятся несколько значительных произведений искусства, в частности Мальчик, вытаскивающий занозу и Капитолийская волчица — бронзовая скульптура V в. до н.э., к которой в XV в. были добавлены фигурки близнецов, возможно работы Поллайолы. Скульптуру принято считать символом города.

Во дворе, где все еще находятся несколько готических арок от первоначального здания XV в., можно увидеть интересные фрагменты, среди которых голова и рука Колосса Константина — грандиозной статуи, хранящейся с античных времен в апсиде Базилики Максенция. Сам музей расположен в залах и галереях одного из крыльев дворца. Здесь представлены такие шедевры, как бюст императора Коммода, статуи Эсквилинской Венеры, Сражающегося Геракла и Подвешенного Марсия, обнаруженные наряду с другими статуями в Садах Элия Ламии (Орти Ламьяни) и в Садах виллы Мецената на Эсквилине. Коллекция Кастеллани, включающая чернофигурные и краснофигурные греческие вазы, представляет собой довольно интересный раздел музея, переходящий в Новое крыло и Новый музей, в котором обращает на себя внимание новая экспозиция отреставрированных скульптурных групп, когда-то украшавших общественные и культовые здания античного Рима. Завершает музейную экспозицию Пинакотека Капитолия, основанная в 1748 г. в другом крыле дворца папой Бенедиктом XIV, который предполагал, наряду с прочими произведениями искусства, выставить здесь живописные полотна из коллекций Саккетти и Пия Савойского; среди них следует выделить работы Тициана, Тинтозетто, Гвидо Рени и знаменитое полотно Караваджо Св. Иоанн Креститель.

Адрес: p.zza del Campidoglio
Район: Colosseo — Piazza Venezia
Часы работы с 9 до 20; выходной: понедельник
Цена билета: ?7.75
Телефон: 0639967800
Веб-сайт: www.museicapitolini.org
E-mail: info.museicapitolini@comune.roma.i