Грегорианский музей светского искусства

Основание музея, первоначально находившегося в Латеранском дворце, относится к первой половине XIX в. Впервые систематизацию предметов античности греческого и римского происхождения, обнаруженных в ходе раскопок на территории бывшего Папского государства, провел папа Григорий XVI. В 1970 г. богатая коллекция была переведена в помещения Ватикана, построенные специально для этой цели по велению папы Иоанна XXIII архитекторами Фаусто и Лючио Пассарелли.

Музей включает пять разделов, посвященных античному греческому скульптурному искусству и римскому искусству разных периодов. Здесь представлены копии и переделки греческих оригиналов, а также скульптуры императорского Рима и поздней античности. Среди произведений греческого происхождения можно отметить отдельные скульптурные фрагменты Парфенона и знаменитую голову Афины — выдающийся образец искусства Великой Греции.

Эллинистическое искусство в течение долгого времени оказывало глубокое влияние на развитие римского искусства, особенно в области скульптуры, что сказалось, в частности, на копировании аттических моделей, как в случае со статуями Марсия и Афины и на воспроизведении бронзовой скульптурной группы Мирона, выполненной в 460 г. до н.э. и помещенной при входе в Афинский акрополь, а также на создании Ниобиды Кьярамонти на основе знаменитой скульптурной группы, приписываемой Скопасу.

В эпоху Республики и Империи искусство римской скульптуры стало ориентироваться на портретные изображения, что выразилось в создании статуй в полный рост и бюстов выдающихся римских деятелей, императоров и членов их семей. Многочисленные рельефы, как, например, с алтаря Викомаджистри, где представлен ритуальный кортеж, помогают получить представление о религиозной и светской жизни римского общества. Целый раздел музея посвящен искусству оформления погребений, в частности саркофагов, рельефы которых демонстрируют античные мифы (Адонис, Эдип, Федра и т.д.). Мифы и религиозные предания, пришедшие с Востока, пронизывают римское искусство II и III вв., о чем свидетельствует скульптурная группа Митра, убивающий быка — образец искусства поздней античности, представленный в последнем разделе музея.