Дворец Альтемпса

Во 2-ой половине XV в. граф Джироламо Риарио, племянник Сикста IV и муж Екатерины Сфорца, поручил архитектору Бальдассарре Перуцци строительство массивного дворца со скромным фасадом в стиле ренессанс и дорическим двором, украшенным античными статуями.

Работы были продолжены также, когда здание перешло в руки кардинала Вольтерры.

Кардинал Альтемпс занимался коллекционированием произведений античного искусства, в чем ему покровительствовал папа Климент VII, которому тот, в свою очередь, помог взойти на папский престол. В знак благодарности Климент VII преподнес Альтемпсу ценную реликвию: мощи понтифика Св. Аничето, которые были перенесены в капеллу дворца (уникальный случай погребения папы), расписанную фресками Оттавио Леони и Помаранчио с изображением сцен жизни и мученичества святого. Печальная судьба постигла прекрасную коллекцию Альтемпса, включающую античные статуи, которая в ХVШ-ХIХ вв., когда дворец стал собственностью Испанской папской коллегии, была рассеяна. Сохранились только 16 экземпляров, в настоящее время выставленных в филиале Римского национального музея. Эта экспозиция была открыта в декабре 1997 г. одновременно с двумя другими аналогичными собраниями.

Другие статуи были обнаружены во время строительства виллы. Таким образом, коллекцию пополнили Акролит и Галл, убивающий свою жену (обнаруженные вместе со скульптурой «Умирающий галл» из Музеев Капитолия). Позднее к ним присоединились Арес, Афина и Большой Саркофаг Людовизи. Над реставрацией этих ценнейших мраморных статуй работали великие Бернини и Альгарди, гений которых позволил вернуть таким скульптурам как Гермес и Купающаяся Афродита их первозданную красоту.

Впоследствии владельцем виллы стал Джамбаттиста Бонкомпаньи, который открыл коллекцию широкой публике. Среди посетителей были Гете и Винкельман. В XIX в связи с приобретением Трона Людовизи и других скульптур собрание стало насчитывать 339 экспонатов. После разрушения виллы вся коллекция была рассеяна, и только часть ее была выкуплена государством в 1901 г.