Церковь Санта Мария дель Пополо

Первоначальное здание восходит к 1099 г., когда было решено возвести церковь на месте захоронений первых, мученически убитых христиан. Церковь была построена на народные сбережения, что и легло в основу ее названия. Она была полностью реконструирована во 2-й половине XV в., возможно, Баччио Понтелли и Андреа Бреньо. Впоследствии Браманте принял участие в продлении апсиды. Великолепный фасад членится рядом пилястров на три сектора. Прекрасная архитектоника и безупречная симметрия ставят Церковь Санта Мария дель Пополо в ряд наиболее выдающихся зданий римского Возрождения.

Интерьер, имеющий в плане латинский крест, был переоборудован Бернини в XVII в. по распоряжению папы Александра VII и декорирован в стиле барокко. Капеллы, идущие по обеим сторонам, хранят ценные произведения искусства, среди которых несколько подлинных шедевров. В первой капелле, справа, в алтаре — изящная фреска Пинтуриккио «Поклонение младенцу Иисусу»: во второй капелле, выполненной Фонтана и богато украшенной полихромным мрамором, можно видеть надгробия кардиналам Лоренцо Чибо и Альдерано. На алтарном полотне Карло Маратты изображен сюжет «Непорочное зачатие» со Св. Иоанном Евангелистом, Св. Григорием, Св. Иоанном Хризостомом и Св. Августином. Алтарь этой капеллы украшен прекрасной мраморной группой из мастерской Бреньо: Св. Екатерина между Св. Винсентом и Св. Антонием Падуанским.

Однако наиболее прославленные произведения искусства находятся в левом трансепте, точнее в первой капелле, где с одной и другой стороны можно увидеть знаменитые полотна Караваджо — «Обращение Св. Павла» и «Распятие Св. Петра», а в алтаре — прекрасное полотно Аннибале Каррачи «Вознесение». С левой стороны можно войти во вторую капеллу, или Капеллу Киджи, выполненную по эскизам Рафаэля, которому принадлежат также картоны мозаик купола. Не менее прекрасны также фрески Сальвиати, а в алтаре — реалистически написанное полотно Рождество Мадонны Себастьяно дель Пьомбо.