Церковь Санта Кроче ин Джерусалемме

По легенде, основательницей этой церкви считается Св. Елена — мать Константина. А ее название связывают с более поздней эпохой — IV в., когда к словосочетанию «Санкта Иерусалем» были добавлены слова «Санта Кроче». Во время одного из торжественных богослужений папа предъявил верующим золотую розу — символ радости, которая предстояла им в райском саду небесного Иерусалима. Здание церкви было построено возле Сессорианума (императорского дворца), который стал как бы продолжением церкви в результате расширения капеллы, куда Елена, якобы, положила фрагмент креста, на котором был распят Иисус и который она нашла под Голгофой. Отсюда тройное название церкви — Сессориана (по соседнему императорскому дворцу); Джерусалемме (так как она была посвящена таинству искупления) и Елениана (по имени основательницы). Два вселенских собора сделали церковь знаменитой: в 433 г. собор по инициативе Сикста III, в 502 г. — по инициативе Св. Симмаха. В последующие века большую заботу о церкви проявляли папы: Григорий III (распорядился реконструировать разрушенную крышу), Бенедикт VII (построил рядом с ней монастырь), Лев X, Александр II, Луций II и Евгений III. Иннокентий III будто бы отправился босым в этот римский Иерусалим, чтобы просить господа помочь в борьбе с сарацинами.

Затем базилика была покинута и стала постепенно разрушаться. В 1370 г. папа Урбан V потратил на ее реставрацию 3000 золотых флоринов. Спустя почти 120 лет. в 1492 г., кардинал Консальво Мендоза провел новую реставрацию церкви, память о которой сохранилась в истории, так как во время работ была обнаружена священная реликвия: обломок ветхого дерева от распятия, который был спрятан в арке кафедры. На дереве сохранились три надписи на латинском, греческом и древнееврейском языках: «Иисус из Назарета, царь Иудейский». Несмотря на все переделки здание сохраняло свой первоначальный облик, по крайней мере, до времени правления Бенедикта XIV.

Нарядный фасад церкви, выполненной Пассалаком и Грегорини, представляет собой чередование выступов и впадин, оформленных с помощью коринфских пилястров. В большом тимпане центральной части помещен герб папы. Верх увенчан аттиком, украшенным статуями Св. Елены, Св. Луки, Св. Матфея. Св. Иоанна Евангелиста и Константина. К фасаду примыкает колокольня романского стиля, построенная в 1144 г. при Луции II.

В интерьере благодаря множеству реставраций, проводившихся на протяжении нескольких веков, осталось мало примет ранне-христианской церкви: сохранился общий план и часть вертикальных конструкций (8 из 12 колонн, разделявших внутреннее пространство), а также вымостка пола.

Убранство церкви в стилевом отношении тесно связано с архитектурными переделками, которые постоянно изменяли облик церкви.