Базилика Сан Пьетро ин Винколи

Базилика стоит на склоне Эсквилинского холма и своим фасадом выходит на равнину, где сходятся три холма — Капитолий, Палатин и Целий. Название базилики Сан Пьетро ин Винколи связано с легендой об Евдоксии — жене императора Восточной империи Феодосия II. Будто бы во время паломничества в Иерусалим она нашла цепи, которыми был связан апостол Петр. Цепи остались в Константинополе, но несколько звеньев были отправлены в Рим Евдоксии Младшей — жене Валентиниана III, которая, в свою очередь, подарила их понтифику. И тогда произошло чудо. Когда папа Лев Великий держал эти звенья в руках, они вдруг чудесным образом соединились с другими звеньями, почитаемыми в Риме как святыня и принадлежавшими тем же цепям. Однако базилика получила посвящение не при папе Льве Великом, а при его предшественнике, папе Сиксте III, бывшего понтификом с 432 по 440 гг. На месте базилики, которая получила посвящение, раньше стояла другая церковь с другим названием.

Гробница Юлия II была сооружена в 1540 г. после бесчисленных осложнений. Контракт, подписанный Микеланджело 6 мая 1513 г. с исполнителями воли папы, предусматривал создание двадцати восьми фигур и трех рельефов и установку их в определенном архитектурном обрамлении. Весь проект на сумму 16500 золотых дукатов предполагалось завершить в течение семи лет. Но время шло, и осуществление проекта затягивалось, приходилось заключать новые контракты. И, наконец, было подписано окончательное соглашение между художником и наследниками папы, которое предусматривало создание только трех скульптур в исполнении Микеланджело и трех — в исполнении Раффаэлло да Монтелупо.

То, что мы видим в настоящее время далеко от первоначального замысла — это знаменитый Моисей, сидящий между Рахилью (символ созерцательной жизни) и Лией (символ активной жизни). Останки Юлия II исчезли во время варварского разграбления Рима в 1527 г. Во второй половине XVI в. древняя христианская базилика претерпела дальнейшие изменения.